В рамках стандарта второго поколения предполагается такой
вид деятельности – проектная деятельность.
Цели (слайд 2)
Задачи (слайд 3,4)В результате деятельности дети получают продукт –
творческий или исследовательский проект.
Этапы работы (слайд 5)
1.Плановые работы
(подготовка) (слайд 6)
2.Исследовательская
деятельность (слайд 7)
3.Представление готового продукта (слайд 8)
4.Оценка процессов и результатов работы (слайд 9)
Проектная деятельность заложена в УМК с 1 класса. Это 1 этап
погружения детей в проектную деятельность.
На этом этапе
усилия учителя направлены на формирование УУД:
- развитие умения
видеть проблемы;
- развитие умений выдвигать
гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть,
предположим, допустим, возможно, что если и др);
- развитие умения задавать
вопросы – это развитие учебно-познавательных компетенций (регулятивные
УУД);
- подбор литературы по заданной теме;
- ориентировка в словаре, справочной
литературе;
- ориентировка в тексте,
выделение ключевых слов, ответы на вопросы к тексту – развитие информационной
компетенции (формирование познавательных УУД).
Содержание работы (слайд 10)
На первом этапе можно создавать простейшие проекты (для
формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя)Например:
«Русские народные сказки» в рисунках – викторины, найти отрывок в тексте,
подходящий к рисунку; опиши героя и др. Проект с элементами исследования:
принести сказку «Хаврошечка». Нашли 7 вариантов окончания сказки Проблема:
почему так получилось? Сказка передавалась из уст в уста, додумывалась,
переделывалась, получились разные варианты.
УМК «Школа России» - работе над проектами отведены часы в
учебных дисциплинах: окружающий мир, математика, технология, изо и др.
Виды продукта: коллаж, сообщения, рисунок и др.
Не забываем про внеклассную работу.
Классный час «Азбука пешехода» - создание листовки с обращением к
ребятам, есть на 1 и 2 этажах. Экскурсия на тему «Птицы нашего села» -
наблюдения за жизнью птиц, рисунок, рассказ о птицах, кормушки. (слайд )Экскурсия на тему «Листопад» - выставка
рисунков «Краски осени», проект в рисунках. (слайд )
2 класс – это 2 этап погружения в проектную
деятельность.
Цели: (слайд 11)Формы работы: учебная дискуссия, наблюдение по плану,
мини исследования, знакомство со структурой проектно-исследовательской работы,
материалы экскурсий и др.
Например: «Жители планеты Ялмез» - защита своего жителя;Мини-проект
«Дикие животные Каменского района», материал берут из книг, рассказов взрослых,
Интернет, Энциклопедии.
Работа по
актуализации знаний.
Содержание работы над проектом. Выбор темы и целей через
проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и др.
Деятельность учащихся.
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной
информации, постановка цели.
Деятельность учителя.
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток, помощь в
постановке целей, коррекционная работа.
3-4 класс. Этот
возраст - поле деятельности для
проектно-исследовательской деятельности. Здесь уже увеличение сложности
проектов и тем для исследования, развернутость суждений, выводов, повышение
уровня формирования коммуникативных компетенций. Может быть коллективное выполнение проекта,
их защита. Должно быть индивидуальное
выполнение проектов: домашние исследования, подготовка презентации, участие в
НП конференции, конкурсах.
Например:
«Казенный лес», «Дом, в котором я живу. ХудожникИ.С.Грибов», «Коммуна в нашем
селе», «Страницы истории России в названиях улиц нашего села» и др.
В процессе проектно-исследовательской деятельности
обучающиеся учатся:
- вести наблюдения, ясно и коротко излагать
свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы;
- работать со справочной литературой, словарями;
- предоставлять результаты в виде
публичного выступления;
- развиваются коммуникативные
умения;
-деятельность мотивирует к учебе, стимулирует творчество и
самостоятельность;
- дает возможность к
самореализации, самовыражению;
- позволяет раскрыть индивидуальные
особенности детей.
Все это
формирование ключевых компетенций учащихся, а в рамках ФГОС – формирование УУД:
- личностных
- коммуникативных
- познавательных
- регулятивных.
А в начальной школе, безусловно, много различных форм
организации этой деятельности: игровые, социальные, исследовательские.
Выводы (слайд 12) |