Понедельник, 06.05.2024, 10:40
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 141
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Обучение рассуждению-сочинению в 11 классе
28.01.2015, 13:08

 

   Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Речевая направленность современного школьного курса русского языка нацелена на развитие коммуникативной компетенции, содержание которой раскрывается в государственном стандарте общего образования по русскому языку. Важной составляющей данной компетенции является формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях: репродуктивном (адекватное понимание информации текста) и продуктивном (создание текста). На это направлена работа с текстом как единицей языка и речи, способствующая овладению умением анализировать текст, определять тему, основную мысль, тип речи, создавать текст с опорой на его функциональную характеристику.

 

Практический материал. (10-11 класс)

 

1. Прочитайте текст.

 

  Нынешние подростки, рождённые в начале 90-х годов 20-го века, - первое поколение, выросшее в «обществе потребления». У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». Всё взять. Всё уметь. Всё успеть. Десяти – пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что- либо просто так. По велению души. они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. Всё возрастающих. Дети хотят быстрее вырасти. Почему спешат? Чтоб свободно распоряжаться деньгами. Как заработать, пока не знают, не задумываются.

 

 Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. Однако не всё так плохо. В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту  кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране.

 

 У современной молодёжи немало и положительных ориентаций. Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

 

Тенденция к самореализации – знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. Надо быть как все.

 

Что же наиболее значимо в жизни по мнению самих подростков? На первом месте у них – хорошая работа, карьера и образование. Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё лет десять назад. Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.

 

 Нынешние подростки не лучше и не хуже своих сверстников. Просто они другие.

                                                                                                             (По И. Маслову)

2. Определите проблему текста (найдите противоречие, которое является предметом рассуждения автора).

 

(«нынешние подростки», «современная молодёжь» - «юноши и девушки эпохи застоя»)

 

*Сформулируйте проблему, используя речевые обороты: Автор обращается к… (философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме… (воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности…) и вскрывает противоречие между…, показывает, обращает внимание читателя на…, выражает сожаление по поводу того, что…

 

Сравните:

 

 В своей статье И. Маслов обращается к проблеме воспитания нынешних подростков. Он сравнивает молодёжь «эпохи застоя» с молодёжью 21-го века. Автор считает, что «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

 

 *Определите тему текста, следуя алгоритму.

 

1).Из каждого абзаца выпишите тематическое предложение, которое содержит наибольший объём информации.

 

(1, 17, 18, 20, 24, 28, 29)

 

2).Сократите предложения, оставив в них только ключевые слова и словосочетания.

 

3).Выпишите получившиеся предложения (словосочетания) и распределите их от первого к последнему по мере убывания значимости информации для понимания темы текста.

 

4).Определите, как связаны предложения друг с другом. для этого от одного предложения задайте вопрос (возможны другие средства связи, например, уточняющие члены предложения).

 

5).Сформулируйте тему текста, используя формулу:

 

речевое клише + ключевое слово (словосочетание).

 

Например:

 

- Автор текста обращается к теме о роли (значении, влиянии…) + ключевые слова;

 

- В тексте говорится о роли (значении, влиянии…) + ключевые слова;

 

- Автор размышляет (рассуждает) о роли (значении, влиянии…) + ключевые слова.

 

Сравните:

 

 Хорошая работа, карьера, образование – вот то, что современная молодёжь, выросшая в «обществе потребления», ставит на первое место. Именно об этом пишет И.Маслов, обращаясь к проблеме воспитания и реализации сил нынешних подростков. Автор утверждает, что нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие.  

*Определите позицию автора (его отношение к предмету речи: положительное, отрицательное, неоднозначное) к проблеме.

 

Рекомендации: при формулировке позиции автора можно использовать глаголы утверждать, призывать, сомневаться, заставлять задуматься.

Например:

 

- Автор утверждает, что… «(цитата)», сравнивая… (назвать предметы сравнения).

 

- Автор призывает к…, так как убеждён, что «…(цитата)…».

 

Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор).

 

- Автор убеждён в том, что…

 

- Рассуждая о…, автор сожалеет о том, что…

 

- К теме автор относится неоднозначно. С одной стороны, …, а с другой стороны - …

 

Аргументировать тезис можно с помощью речевых оборотов типа:

 

- Свою позицию автор обосновывает…

 

- Позиция автора подтверждается следующими аргументами (доводами, фактами, положениями).

 

-  Доказательствами позиции автора являются такие аргументы, как…

 

Сравните:

 

 Автор обращается к проблеме воспитания «нынешних подростков». Он размышляет о нравственных ценностях современной молодёжи. И.Маслов утверждает, что молодёжь воспитана по принципу «Бери от жизни всё». Автор чётко выражает свою позицию: «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

 

*Составьте небольшой текст (6-8 предложений), ответив последовательно на вопросы:

 

- К какой проблеме обращается автор?

 

- На примере какой темы автор пытается решить проблему?

 

- Как автор относится к теме (предмету речи)?

 

-Какие аргументы автор приводит для обоснования своей позиции?

 

 

 

 

 

Категория: Грехова Лариса Митрофановна | Добавил: Kamensk-sc
Просмотров: 532 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Мы в "Вконтакте"
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz